Дорогие мои старики

0
21

Дорогие мои старики

Наталья Викторовна Пономарёва «досиживала» последние месяцы декретного отпуска и думала о возвращении на работу. Однажды к Наталье Викторовне обратилась хорошая знакомая; она уходила на пенсию, предложила стать её «преемницей», и Наталья Пономарёва согласилась, хотя и пришлось перед этим как следует подумать, ведь работа ожидалась для неё новая — в Моршанском центре оказания социальных услуг, и называлась она «социальный работник».

ВСЁ У НАС ПОЛУЧИТСЯ!

Наталья Викторовна поразмыслила, вспомнила, что ей приходилось много общаться со своими пожилыми родственниками, что всегда помогала тёте-инвалиду детства, и решила, что новая работа ей по плечу.
«Конечно, волновалась, когда первый раз мы с предшественницей пошли к подопечным. Наша работа особенная, тут нельзя просто передать списки — нужен человеческий контакт. Пожилые люди привыкают к тому человеку, который их обслуживает, ну а новенькому, если придёт один и без предупреждения, могут и дверь не открыть», — вспоминает Наталья Викторовна.

Самой первой подопечной, к которой они тогда пришли, оказалась пожилая женщина, инвалид I группы, на тот момент она была самая старшая из всех, кого предстояло обслуживать. Она выслушала соцработника, которая рассказала, что теперь её будет обслуживать Наталья Викторовна, внимательно посмотрела на «новенькую» и выдала заключение: «Думаю, у нас всё получится!» Как показало время, и в самом деле отношения у Натальи Викторовны сложились со всеми подопечными, в том числе и с этой женщиной. Прожила эта женщина более девяноста лет, и, возможно, то, что у неё был соцработник, продлило её годы. Однажды, например, случилось так, что, придя утром к подопечной, Наталья Викторовна осталась перед закрытой дверью: она звонила, но никто не открывал.

«А мы, как полагается, накануне созванивались, уточняли список покупок, а значит, женщина знала, что я приду, должна была ждать. Я стала стучать, кричать, и услышала её голос — она отвечала, что не может открыть дверь. Посмотрела в замочную скважину и увидела, что она лежит на полу», — вспоминает Наталья Викторовна.

Было понятно, что с пожилой женщиной что-то произошло… На такой случай у соцработников есть телефоны родственников, вот и Наталья Викторовна позвонила родственникам женщины, они немедленно приехали, привезли ключи, и необходимую помощь женщина получила. Оказалось, у неё случился микроинсульт.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Тамбове ремонт теплосети на Астраханской тянется уже почти два месяца

После больницы она согласилась отправиться в интернат, но пробыла там всего месяца три и решила возвращаться домой. По возвращении, когда ей снова стали оформлять пользование услугами соцработника, она настойчиво попросила, чтобы к ней ходила только Наталья Викторовна.

ПОДДЕРЖАТЬ МОРАЛЬНО
И ОГОРОД ПЕРЕКОПАТЬ

«Сейчас у меня на обслуживании семнадцать женщин», — говорит Наталья Пономарёва и вспоминает о единственном мужчине, который был у неё на обслуживании. Вернее, это была семейная пара, в которой муж — участник Великой Отечественной войны. Он всегда был приветливым, хорошим человеком, но на жизнь всё-таки жаловался, особенно когда здоровье стало окончательно сдавать.

«Жаловался: «Сидеть не могу, лежать не могу, ходить не могу, всё нехорошо…» А я ему отвечала, мол, подумайте, должно же быть что-то, что настроение поднимает. И тогда он просил дать ему его гармошку — он, когда лучше себя чувствовал, помоложе был, любил играть на ней. В последние годы-то уже и меха растянуть у него сил не было, но одно прикосновение радовало», — вспоминает Наталья Викторовна.

У каждого из подопечных, которые официально именуются получателями социальных услуг, — свой набор этих самых услуг, сформированный исходя из того, в какой мере человек сохраняет возможность самообслуживания, а при необходимости к постоянным услугам могут прибавляться одноразовые. Чаще всего требуются покупка продуктов, получение рецептов и лекарств по ним, оплата ЖКХ, уборка.

Большая часть подопечных Натальи Викторовны живёт в городе, почти все — в квартирах, но всё-таки ей случается и садово-огородными работами заниматься.

«Обычно просят вскопать огород. Огороды у них небольшие, так что это нетрудно и я сама справляюсь. А вот посадку они никому не доверяют, только сами — но в моём присутствии, а то вдруг голова закружится», — рассказывает Наталья Викторовна.

Но наряду с покупками, оплатой ЖКХ, помощью по дому и т. д. практически все пожилые люди нуждаются ещё и в общении. Они ждут соцработника не только из-за того, что он принесёт продукты или лекарства, но и потому, что придёт человек, с которым можно поговорить, обсудить животрепещущие новости, увиденные по телевизору, который все смотрят регулярно, — другого «окна в мир» у многих просто нет. Соцработник — это человек, которому и на погоду можно пожаловаться, и о том, как раньше весело и дружно жили, рассказать, а в ответ получить не дежурное «да, в самом деле!», а заинтересованный ответ и человеческий отклик. Современные соцработники — ещё и немного психологи, их даже этому учат, ведь моральная помощь и поддержка для пожилых людей имеют очень большое значение. Ну а про то значение, которое имеет умение оказывать медицинскую помощь, и говорить нечего. Поэтому все эти навыки современные соцработники получают и своевременно обновляют.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  В Тамбовской области прошли соревнования в честь Крымской весны

Дома и стены помогают

В современных условиях, когда происходит внедрение системы долговременного ухода, владение всеми этими навыками и рядом других будет особенно важно — и для соцработника, и для пожилого человека. Дома ведь и стены помогают…

«Практически никто из тех пожилых людей, с кем я работаю, не хотел бы отправляться в интернат, все хотят жить в своём доме, в привычной обстановке и иметь уверенность, что им помогут. Система долговременного ухода даёт им такую уверенность», — делится Наталья Викторовна и рассказывает об одной подопечной, которая живёт одна, передвигается с ходунками, но в будущем уверена и не сомневается, что соцработник к ней всегда придёт.

А вот в сиделке по объявлению у неё, как и у многих, такой уверенности нет, да и кто там придёт, неизвестно. А тут люди проверенные, часто повторяет она, государство за них отвечает. Да, вот так и получается, что соцработники — это государственные люди, и Наталья Пономарёва — одна из них.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here